г. Киев, ул. Е. Белокур, 3.
+38 095 593-43-15
office@university.kiev.ua

25 декабря в Университете эффективного развития занятие курса В. И. Тараненко "Психологический анализ цвета и пространства"

25 декабря в Университете эффективного развития занятие курса В. И. Тараненко "Психологический анализ цвета и пространства"

Общие сведения по курсу психоанализа цвета

Курс представляет расширенный и адаптированный к современным требованиям психоанализ цвета и цветовых оттенков (пантонов). Изначальной теоретической базой послужила методология психоанализа цвета по Максу Люшеру, дополненная и расширенная. Поэтому, помимо «классического» цветового психоанализа, второй акцент сделан на аспектах психовизуального воздействия цветовых технологий в современной бизнес продукции, пи-ар технологиях, разработки товарных брендов и торговых марок. На практических примерах слушатели учатся разбирать «удачно» или «неудачно» работает на поставленную задачу тот или иной цвет или его оттенок. К примеру, психологический эффект цвета «металлик», «дымчатого», жемчужного, лунного и т.д. Даются также практические сведение о поверхности, на которую нанесен цвет: зеркальная, глянцевая, матовая, тисненая, бархатистая и т.д. Еще один принципиальный момент методологии курса: психологический анализ эффективности цветового взаимодействия и композиции в современных цветовых образах. Иными словами, слушатели курса осуществляют психологический аудит цветовой композиции или образа применительно к решаемым ими по замыслу дизайнеров задачам. После обучения и практического подтверждения полученных навыков слушатели могут оказывать весьма квалифицированную консультационную поддержку во всех сферах прикладного психоанализа цвета и цветовых оттенков и прежде всего — в области индивидуального психоанализа, рекламы, пи-ар технологий и эффективного дизайна.

Содержание курса психоанализа цвета

1. Введение в практическую цветологию.

•Белый цвет: теория психоанализа, психодиагностика. Демонстрация и прикладной психоанализ постеров и прочих товарных образов, в которых активно используется белый цвет.
•Черный.
•Серый (светло-серый, темно-серый, цвет «мокрого асфальта», «пыльный» цвет). Демонстрация на примерах взаимодействия ахроматической триады белый — черный— серый.
•Цвета: зеркальный, серебристый, металлический, лунный, жемчужный, дымчатый и их практический психоанализ в диагностике и визуальном психовоздействии. Демонстрация и разбор наглядных примеров.
•Зеленый цвет и оттенки зеленого. Взаимодействие с другой цветовой гаммой.
•Цвет: желтый, золотистый, серо-желтый, платиновый. Отдельно: психоанализ салатового, демонстрация и разбор наглядных примеров. Желтый + черный.
•Цвет: алый, красный, оранжевый, медный. Психодиагностика и анализ постеров.
•Цвет: голубой, синий, лазурь, индиго, темно-синий. Психоанализ, разбор примеров.
•Цвета: пурпурный, малиновый, розовый, вишневый. Диагностика, психоанализ цветового воздействия, разбор примеров.
•Цвет: сиреневый, лиловый, фиолетовый. Психодиагностика, психоанализ применения.
•Цвет: коричневый, бордовый, бежевый, оливковый. Психодиагностика, психоанализ применения.

Пример психоанализа цвета в практическом и насущном приложении

1. Перспективное детство или личная мебельная «ойкумена» для ребенка.
2. Обиталище сказки и «серьезных приключений»: разговор о детской комнате.

«Я сейчас раскрашу этот домик, и буду в нем жить!»
(Метафизика детского бытия)

Сразу примем за аксиому, хотя, кому-то это и покажется неожиданным и отчасти беспокойным: ребенок видит цвет и перспективу пространства не так, как мы, взрослые. Его, ребенка, период открытия и становления в окружаемом мире подвластен больше врожденным архетипам и личному генотипу, плюс, ситуация, в которой он конкретно оказался. Иначе говоря, мы, взрослые, снисходительно думаем, и так соответственно поступаем, что наш малыш должен действовать строго по некоему генеральному плану, ниспосланному «по факту родительства». Жаль, что взрослые родители, так быстро забывают, что они тоже были детьми. Ведь все иначе!..

Потому придется начать с некоторого разрушения взрослых установок применительно к цветовому дизайну детской. Принято почему-то считать (вдумайтесь только в словесный оборот!), что черный цвет ребенка угнетает и, вообще, навевает некий «мрачняк». Да ничего подобного! В доказательство — понаблюдайте за восхищенным взором четырехлетнего малыша, который на своем житейском уровне общается с черным котом. Для ребенка этот черный, как ночь, кот — своего рода эталон подражания. Надо же, какой «крутой». Поверьте, так оно и есть. Черный — значит, могущественный, сильный, глубокий и концентричный, то бишь весьма серьезный и авторитетный. Наши маленькие чада, когда хотят от кого-то скрыться, убежать или затаиться вовсю используют в своих рисунках черное закрашивание. Под одеяло они прячутся, тоже по той же причине. Черного цвета в детской должно быть немного, например поручни маленькой гимнастической стенки. Выдающимся гимнастом, может быть, ваш малыш и не станет, но начнет расти крепким и сильным. Анимационный образ черно-белых пингвинчиков приведет его в неописуемый восторг. Активная деятельность ему обеспечена! Особенно если эти пингвинчики изображены с лопаткой, кузовком и, вообще, что-то занимательно для себя мастерят. Ребенок непроизвольно подражает тому, что изображено в черном цвете, ибо еще подчеркнем: черный цвет детей не пугает, а наоборот, мобилизует и завлекает своей силой. Поистине, они ближе к истинной природе, нежели мы.

Глубокий темно-синий цвет маленького ребенка одновременно немного пугает и притягивает. Вспомним, вначале грудные дети легко барахтаются в воде, но пройдет два годика и они с опаской заходят в воду. У цвета индиго или берлинской лазури срабатывает тот же эффект глубины. Потому будет гораздо лучше, если на темно-синем фоне окажется какая-нибудь аппликация: космонавт, кораблик, островок с пальмами, цветочек, очень даже сойдет также озерцо с кувшинками и прыгающими лягушками. Иначе говоря, интенсивно синий фон должен быть чем-то обязательно заполнен. Идеальный вариант для примера — географическая карта с нанесенными рисунками. Можно что-нибудь другое, но, обязательно завлекательно сюжетное. К слову, дети не очень радушно приветствуют коврики с геометрическим рисунком, левое полушарие мозга, отвечающее за счет, логику и символизм у них еще не доминирует, как у нас, взрослых. Так что, поменьше «персидских мотивов». Пусть уж лучше будут какие-нибудь добрые желтые «слоники».

Голубой цвет маленькие дети воспринимают весьма приветственно, если только он, действительно, интенсивный по окрасу. То есть, как первоцвет «пролісків», или ряста в светлом апрельском солнечном лесу. В отличие от темно-синего глаз любимого дитяти будет на нем отдыхать и с воодушевлением готовиться к новым впечатлениям, коими так богато детство. А вот бледно-голубой лучше для детской комнаты не применять. Для ребенка он совершенно никакой и очень быстро наскучит своей «бледноватостью». Это мы, взрослые, любим после обеда вздремнуть, или просто пребывать в легкой ленивости. В раннем детстве все наоборот – день очень долгий и до отказа спрессован всякими интересными «штучками». Если вы не заинтересованы в пассивной инфантильности, то избегайте тотального засилья в детской комнате бледно-голубого цвета. Ребенок к тому же начнет существенно поправляться — бледно-голубой гасит любой энергетический интенсив.

А вот ослепительно белый цвет ребенку нравится. Поглядите, с каким неописуемым восторгом они встречают первый снег. У нас, это мимолетное чувство, у них — повод порезвиться. Всякие лесные зверюшки, как ни удивительно, также радостно приветствуют неожиданно появившийся снежный покров. Опять же, попадись под руку белый лист малому «несмышленышу» и он тут же норовит его разрисовать. Иначе говоря, белый цвет детей явно активирует на всякие действия. Что и очень даже неплохо. Белая дверца шкафчика или тумбочки будет всегда пробуждать у него любопытство: а что там? На стульчик белого цвета ребенок также охотнее садится, чтобы на нем всласть поерзать. Тут как раз впору кубики с литерами и подсунуть. Либо какую-нибудь «читанку». Поисковую активность всегда стоит слегка подправлять в полезное русло. Вот только потолки и стены постарайтесь все же не «перебелить». Слишком много тотального белого вызовет у ребенка смутное беспокойство — уж слишком много «неопределенного». Нежелательно также белого цвета и постельные принадлежности — сон без причины окажется тревожным. Куда уж комфортнее ложиться в майские или летние расцветки. Отметьте также про себя — все что будет соседствовать с белым цветом или на нем нарисовано, для ребенка — безусловный ориентировочный рефлекс!

Активно жаркий оранжевый и ярко-веселый желтый, безусловно, в большую радость для ребенка. Апельсины и мандарины приходится отбирать, чтоб дитя не переело. С одуванчиками проще — они просто радуют глаз и вызывают восторг. Маленькие солнца, цветущие подсолнухи — тоже. Вот только надо не переборщить. В сплошной желто-оранжевой комнате не только не усидеть, при бьющем в окна летнем солнце, но можно впасть в сенсорное истощение. То есть, когда много праздника, то неизбежно приходит утомление и даже разочарование. Так называемый, эффект сиесты, обязательно послеобеденного отдыха в жарких странах. Конечно, с детьми в этом отношении проще: перегрузить ощущениями и активностью их весьма тяжело. Пусть уж лучше наработаются до своего предела и утомленно счастливые лягут спать. Так что смело внедряйте в интерьер детской много желтого и оранжевого, но при условии: чтобы кашу маслом не испортить. Скажем, оранжевая кровать под общий стиль — наверное, уж слишком. Ярко желтые полки при оранжевых обоях — то же самое. А вот оранжевая дверь, как раз к месту. Пока открываешь, поневоле активизируешься. Для многих полезных, добрых и радостных дел. Ведь это же в детскую! Опять же и сами обои в детской комнате, скажем, не стоит клеить единым сплошным массивом. Игровой угол — пожалуйста! Засыпается лучше в сиренево-синем или каштаново-коричневом, но снова же, пусть «морфею» со стен улыбаются милые зверюшки или звездочки с добрыми волшебниками.

Пригодится взрослым о детях и такое правило: ничего не должно быть длительного и тотального. Не превращайте сказочное детство в некий прообраз будущей взрослой «тягомотины» и «обязаловки». Побольше неожиданных неожиданностей!

И еще попутно: дети не очень то любят блеклые бело-желтые, светло-бежевые и особенно залежавшейся слоновой кости цвета. Кофе с молоком им тоже не очень то. Для них это «никакое» цветовое окружение, которое почему-то предпочитают взрослые. Вообще, надо про себя отмечать, что детское восприятие необыкновенно легко уживается с любыми цветовыми контрастами. Знаете, как калейдоскоп, там, где для нас слишком утомительно, для них — в сущую радость. В принципе, они могут ассимилировать любые контрастные композиции. Важно только, чтобы не было одной подавляющей цветовой тональности. Ждать и терпеть, а также приноравливаться к чему-то одному юные создания еще не научились. Что и хорошо.

Побудительные и активизирующие желтый и оранжевый всегда можно уравновесить зеленым. Только учтите, наши «цветы жизни» любят ярко зеленый, даже чуть-чуть салатовый. Цвет морской волны в пасмурный день им невдомек. Сине-зеленый можно использовать фрагментарно, если ребенок, по вашему усмотрению, уж чрезвычайно беспокойный. Здесь, главное, детскую «норму» не приспосабливать к взрослым критериям. Пусть сине-зелеными будут некие обводы, или фрагментарные детали. К слову, в темном еловом или акациевом лесу дети страсть как не любят путешествовать. Подмечено на практике. Другое дело, очень ярко-зеленая лужайка с разноцветием. Почему бы и не порезвиться? Но для умиротворенного успокоения и некой полезной деятельности по принципу «надо» все же лучше подойдет сине-зеленый окрас с доминирующим синим.

Несколько слов о сером, и его производных, к примеру, серо-стальном, цвете. Это также явно не детский цвет, но для самодисциплины ребенка он сгодится, но опять же, только, как фрагментарный. Назовите это «точкой самососредоточения». Если ребенок посещает с серьезными намерениями спортивную секцию, или школу искусств, то некий внутренний отдых ему просто необходим. Пусть это будет даже небольшой графический рисунок на стене в «детском стиле». Или серебристо-серая накидка на кровать. Небольшой серый коврик перед кроватью.

Есть одно безотказное «цветовое» средство, чтобы увлечь ребенка и создать в его душе гармонию. Речь идет о семействе «светлых» фиолетовых цветов: сиреневом, лиловом, малиново-розовом. Путешествие для ребенка в сад цветущей сирени всегда большая радость. Вспомните, как и вы обрывали в детстве ее бутоны в настойчивом поиске волшебного пяти-лепесткового цветочка. Фиолетовый цвет, действительно, для ребенка «магический». Он в нем живет, творит, синтезирует с необычайной легкостью, при чем полезная энергия не тратится попусту. Сейчас много говорят о пользе раскрепощении правого полушария мозга, отвечающего за образное восприятие, творчество и глубокие эмоции. Цвета «сирени» весьма деятельно активизирует правое полушарие, не погубив плодотворную деятельность левого. Если хотите — фиолетовый позволит ребенку развивать свои задатки, даже вопреки навязанным моделям социума. Иначе говоря, ложные установки не смогут воспрепятствовать его самореализации.

Занятия будут проходить 2 раза в неделю.
Начало занятия 25 декабря (суббота) с 11.00 до 14.00
Участие только по предварительной регистрации.

Информация и регистрация:
office@university.kiev.ua
+38 044 587-73-84
+38 050-649-82-82