Украина, г. Киев, ул. Е. Белокур, 3.
office@university.kiev.ua

О йоге и психонетике

Олег Георгиевич, как произошло Ваше первое знакомство с йогой? Что Вас привело в йогу?

Ну, как всегда – грех любопытства, что же еще могло привести? Вот, представьте себе, середина шестидесятых годов прошлого века. И попадаются какие-то тексты, которые пытаешься почитать, в общем то… Теперь я понимаю, что в них ничего не понимаешь, но там приведены некоторые описания. И начинаешь это как-то делать… И оно получается…
Вот. А потом уже мне попала в руки работа Айенгара, и вот это уже было руководством, которое можно было использовать, не опираясь на советы инструктора, учителя. И вот тут я уже познакомился с практикой хатха-йоги. А до этого, конечно, читал разные тексты и, безусловно их не понимал. Для того, чтобы понять эти тексты, нужно обладать каким-то опытом, который соизмерим с тем, что там описывается. Он не должен с этим совпадать, но, по крайней мере, на этом уровне нужно находиться, иначе просто не понимаешь, что к чему.

А Вас кто-то обучал этому?

В то время, когда кто-то чему-то обучал, он был, на самом деле такой же точно, как и те, кто обучались, но, просто обладал, ну, не скажу, что наглостью, но чуть большей самонадеянностью. И поэтому, скажем так, это скорее все вываривалось в каких-то кругах. Не более того. Но тем оно и интересно. А потом, когда уже начали вывариваться какие-то собственный виды практик, тогда и тексты стали понятными.

Сейчас Вы известны как психотехнолог и создатель методологии работы с сознанием, названной Вами психонетика. Йога и психонетика – что объединяет эти направления, а что их делает разными?

Психонетика – я бы ее определил немножко иначе – это технология, в основе которой лежит использование ресурсов сознания для достижения каких-либо целей, для решения задач, которые иным способом не решаются. Вот это вот психонетика. Это не значит, что те, конкретные виды подобных практик, технологий, с которыми я работаю, исчерпываю целиком психонетику. Это не более, чем одна из разновидностей, не более того.
В отношении йоги – ну, йога система, все таки, ценностная. То есть, там существует свой ценностно расчерченный мир. Понимаете, там существует своя вполне определенная онтология, свои сакральные задачи. А психонетика – это техника, технология. Психонетика – это КАК сделать, а не РАДИ ЧЕГО это сделать. Как достичь того-то и того-то, какие способы мы можем использовать для того, чтобы достичь такой-то цели. И здесь различия только лишь в одном: йога сакрализована, она опирается на определенную картину мира, на определенные ценности, а психонетика – это техники. Из этих техник тоже много чего проистекает, они действительно подводят к краю нашего сознания, вот. Но, на самом деле – это техники. Психонетика технична, йога – сакральна.

Каковы перспективы приложения психонетических техник к телесным аспектам практики йоги?

Ну, я выделил бы несколько аспектов: самое простое – это использование отдельных психонетических техник, которые повышают эффективность выполнения асан. В частности – деконцентрацию. Отсюда же произрастают и более тонкие формы работы, чем деконцентрация, то, что выводит нас на абстрактные переживания, переживания тех слоев сознания, в которых обитают некоторые объекты, лишенные формы, свойств и качеств. Когда мы начинаем применять такого рода методы, у нас появляется средство контроля эффективности выполнения асан. Асана – она ведь к чему-то ведет. И мы должны прочувствовать, к чему она ведет. Пранаяма – она же что-то рождает в нашем организме. Мы должны прочувствовать, что и как она порождает. То есть, когда мы начинаем располагать такого рода арсеналом контроля, значительно облегчается с одной стороны выполнение этих практик, а с другой стороны, не скажу, что исчезает, но резко сокращается потребность и необходимость в квалифицированном учителе. Достаточно инструктора. Потому что тогда вы сами понимаете, что с вами происходит. Когда вы производите деконцентрацию по всем ощущениям своего тела, когда вы выходите на абстрактные переживания, то что бы вы ни делали, оно будет отражаться в этих абстрактных слоях по-своему. И это будет более или менее объективное отражение. То есть, это не будет ни самовнушение, ни какие-то иллюзии - это будут очень реальные переживания. И они то и становятся для вас помощником. То есть, опять таки, проблема, которая существует во всех этих практиках – это тонкости передачи знания. Вот тут, безусловно, резко облегчается этот процесс. Потом опять таки, в силу техничности тех или иных приемов, гораздо быстрее идет их изучение. Когда они техничны, когда они не погружены в сакральный, в культурный контекст, они изучаются гораздо быстрее и проще. Конечно, понятно, что это лишает практики очень многих измерений, ну так йога – она дает те измерения, в которых она находится. А психонетика… она не этим занимается. Психонетика – это всегда КАК сделать.

Андрей Парибок, известный индолог и буддолог, с которым Вы дружите и сотрудничаете в своем недавнем интервью сказал, что психонетика имеет параллели с рядом индийских школ йоги. А дальше уточнил, что эти параллели равнообоснованы в отношении нескольких школ, которые друг с другом довольно серьезно спорили. Он имеет в виде школы санкхьи и веданты. Вы могли бы как то это уточнить или прокомментировать?

Психонетика имеет параллели со всем. Опять таки, еще раз говорю, психонетика – это техника, это не истолкование. А базовые техники могут совпадать и пересекаться как угодно. Психонетика не дает истолкования, понимаете, она не описывает мир, в котором мы находимся. Она говорит, как его делать, как мы можем его конструировать и не более того. Безусловно параллели есть и ближе всего я провел бы параллели с кашмирским шиваизом. Там много совпадений, гораздо больше, чем в каких-то других школах. Хотя, как бы там ни враждовали между собой основные доктрины, техника безразлична к их враждебности. Одним и тем же оружием воевали и христиане, и мусульмане, и буддисты. Пулемет – он одинаков для всех. И здесь точно так же, в общем-то. Психонетика - это пулемет. Это не знамя, под которым он стоит. Происходит вражда знамен, не оружия.